ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ |
Ответственная
за проведение мероприятий
по формированию функциональной грамотности обучающихся
МАНУХИНА Наталья Анатольевна,
учитель высшей категории,
почетный работник общего образования РФ
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал
советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе
международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной
грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования:
«Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми
им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные
знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные
направления исследования: читательская грамотность, математическая и
естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая
ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий
разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить
проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного
материала.
Документы федерального уровня
Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Документы регионального уровня
Документы муниципального уровня
Документы школьного уровня
Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в МОУ "СОШ с. Зеленый Дол"
Диагностические материалы
Материалы Института стратегии развития образования РАО
Минпросвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.