ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Список направлений тем итогового сочинения 2022
1 Человек путешествующий
2 Цивилизация и технологии
3 Преступление и Наказание
4 Книга (музыка, спектакль, фильм)
5 Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022
1Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная,
воображаемая, книжная).
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге:
реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях
других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных
перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях
искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и
творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в
символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на
жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает
самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть
путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира
человека.
2 Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках
цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте
столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут
импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и
окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов
пандемии 2020?2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и
«минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях
развития технологий, о способах достижения равновесия между
материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной
литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают
технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также
обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных
открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3 Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как
социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести,
стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и
этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как
ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и
самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки
зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература,
в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.
Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет
отмечать в конце 2021 г.
4 Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов
искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное
или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения,
выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения.
Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое
впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника,
актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих
установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления
жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных
текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из
искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5 Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А.
Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г.
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об
общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и
долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости
помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования
общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов,
позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и
опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из
художественной, исторической, психологической, философской литературы и
публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную
позицию.